Когда полетят безаэродромные самолеты БЭЛЛА?

13.02.2012

В Тюмени разработкой и созданием безаэродромных самолетов занимается ученый-исследователь, изобретатель Александр Филимонов. Под его руководством в 1995 году был построен самолет БЭЛЛА, а в 1996 году сначала на реке Тура, а затем в районе деревни Мальково успешно проведены летные испытания.

 

– Александр Иосифович, прошло много времени с момента, когда ваш самолет полетел. Почему он до сих пор не находится в эксплуатации?

– БЭЛЛА, как любое техническое устройство, проходит до внедрения в эксплуатацию несколько стадий: идея, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и запуск в серийное производство. Если первые две стадии прошли относительно быстро, то третья стадия запуска в серию длится около полутора десятка лет (с 1996 года). Причин здесь много и в первую очередь – отсутствие внимания государственных структур и денежных средств.

Правда, в последние два года, когда я стал резидентом тюменского технопарка, началось движение по запуску самолета в серийное производство. Была выделена субсидия на разработку конструкторской документации для серийного производства пятиместного легкого самолета БЭЛЛА. Достигнута договоренность с Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) Новосибирска изготовить опытную партию самолетов и запустить их в серийное производство. По расчетам СибНИА, стоимость программы запуска в серию самолета БЭЛЛА составляет около 300 млн рублей, а продажная цена серийного самолета составит примерно 15-20 млн рублей, то есть нужно будет продать примерно три десятка самолетов, чтобы окупить затраты на программу.

– Есть ли другие причины, кроме финансовых, задержки запуска в серию самолета, имеются ли у него недостатки?

– Приступая к разработке самолета на воздушной подушке, я знал концептуальные недостатки таких самолетов и, в первую очередь, недостаточная устойчивость и управляемость, что не обеспечивает необходимой безопасности на взлете и посадке, сложность уборки и выпуска шасси, другие недостатки, характерные при работе воздушной подушки (шум, пылеобразование). Не буду здесь вдаваться в технические решения, которые позволили исключить эти недостатки в самолете БЭЛЛА. Скажу только о результатах летных испытаний 1996 года и своих впечатлениях.

Самолет, находясь в эксплуатации около ста часов и совершив несколько десятков взлетов и посадок, в частности, на лед реки и снежную целину поля, не потерпел ни одной серьезной аварии. В кабине рядом с летчиком-испытателем мне было комфортно при взлете, посадке и полете, невозможно было отличить полет от движения по земле, не было тряски, как у самолета на колесах или лыжах, самолет двигался строго по намеченному курсу, струя воздуха от воздушной подушки уходила назад, а не в стороны и вперед, как у обычного самолета на воздушной подушке. Шум от двигателей гасился конструкцией, выполненной из композитных материалов.

А теперь что касается других причин задержки внедрения самолета в серию, признанного инновационным проектом. Главная причина – отсутствие механизма внедрения инновационных проектов. Частный инвестор не хочет рисковать. Венчурные фонды, созданные для финансирования инновационных проектов, выступают чуть ли не в качестве кредитных организаций.

– Сейчас много говорят о возрождении малой авиации в России, поможет ли БЭЛЛА решить эту проблему?

– Вот именно, что говорят. До сих пор не принято ни одного законодательного акта по развитию малой авиации. Раньше были опытно-конструкторские бюро, которые доводили любой проект до внедрения в серию и передавали в производство. На сегодня такой системы нет. Я считаю, этим должно заниматься государство, частникам такое не под силу. Может ли возродиться малая авиация, если ввести в эксплуатацию безаэродромные самолеты типа БЭЛЛА? Для возрождения малой авиации необходимо первоначально создать условия, чтобы она пользовалась массовым спросом у населения. Иначе говоря, чтобы доходы населения позволяли пользоваться авиационным транспортом. Сегодня тарифы перевозок оставшихся в эксплуатации самолетов АН-2 и вертолетов МИ-8 превышают доходы граждан РФ в 5-10 раз.

Известно, что стоимость перевозки людей и грузов авиационным транспортом состоит в основном из двух частей: содержание аэродромов и затраты на полет, куда входят стоимость израсходованного топлива, зарплата экипажа воздушного судна и стоимость амортизации судна. В регионах восточной России со сложными климатическими условиями затраты на содержание аэродромов составляют 60-70% от всей стоимости перевозки. Нетрудно подсчитать, что применение безаэродромного самолета позволит снять эту составляющую и, следовательно, уменьшить стоимость перевозки в 2,5-3 раза. Кроме того, массовое применение безаэродромных самолетов во столько же раз позволит уменьшить тарифы перевозок. Таким образом, внедрение безаэродромных самолетов позволит создать все необходимые предпосылки для возрождения малой авиации в России.

– Концепция самолета БЭЛЛА возникла на основе аналога БАРСа – безаэродромного с аэростатической разгрузкой самолета. Расскажите о БАРСе.

– БАРС вобрал в себя лучшие свойства самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке. Благодаря своим уникальным свойствам: большой грузоподъемности – до 400 тонн, способности базироваться и эксплуатироваться вне аэродрома, БАРС является альтернативным транспортным средством при освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

И не только транспортным средством. БАРС может доставить в любое труднодоступное место минизаводы, технологическое оборудование и тяжелые крупногабаритные грузы. Он может быть использован при ликвидации чрезвычайных ситуаций: глобальных пожаров, землетрясений, наводнений и др. Трудно переоценить использование БАРСа в обороне страны, охране границ, борьбе с терроризмом.

– Имеются ли подобные летательные аппараты в России или за рубежом?

– Как мне известно, работы по созданию летательных аппаратов, подобных БЭЛЛА и БАРСу, ведутся как в нашей стране, так и за рубежом. Однако концептуальные недостатки, присущие подобным аппаратам, не позволяют пока конкурировать с БЭЛЛА и БАРСом.

– Александр Иосифович, почему вы занялись созданием такого сложного технического устройства как самолет, как вы шли к этому?

– Родился я в Свердловской области на острове, окруженном, с одной стороны, непроходимыми болотами, с другой – большим озером, богатым рыбой. С детства я наблюдал, как на небольшую площадку сначала садился самолет ПО-2, а затем, по мере развития малой авиации, самолеты ЯК-12, АН-2 и вертолеты МИ-2, МИ-8, которые вывозили живую рыбу в крупные города Свердловской области. Кстати, это один из примеров работы малой авиации в советское время.

Это подвигло меня предпринять попытку стать летчиком, однако по состоянию здоровья в летное училище меня не приняли, и я поступил и окончил Казанский авиационный институт по специальности «Самолетостроение». Дальше – аспирантура Московского авиационного института (МАИ), где защитил диссертацию кандидата технических наук. В МАИ, а затем в индустриальном институте а Тюмени были разработаны концепции безаэродромных самолетов БЭЛЛА и БАРС.

– Как вы думаете, у самолетов БЭЛЛА и БАРС большие перспективы?

– Для освоения огромных пространств Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера на сегодня нет транспортного обеспечения. Создание наземной транспортной инфраструктуры (железных и автомобильных дорог) потребуют в условиях гористой местности, вечной мерзлоты, экстремально низких температур затраты в десятки триллионов рублей на многие десятки лет, что сегодня, по понятным причинам, неприемлемо. Только применение безаэродромных самолетов типа БЭЛЛА и БАРС, стоимость перевозок которых в указанных регионах может быть сравнима со стоимостью железнодорожных перевозок, позволит решить задачу освоения Восточных регионов России.

А на вопрос, когда полетят безаэродромные самолеты БЭЛЛА, можно ответить кратко: когда будут приняты меры не только к возрождению малой авиации, но и к восстановлению авиационной промышленности.

Комментарий менеджера-координатора проектов бизнес-инкубатора Тюменского технопарка Лидии Ковалевой:

«Это один из интересных и одновременно сложных проектов бизнес-инкубатора тюменского технопарка. Он очень капиталоемкий. Мы помогаем в поиске инвесторов, обращались в авиакомпании, но всем нужен готовый летающий самолет, а здесь еще много нужно вкладывать в разработку и доработку аппарата».

По материалам интернет-газеты "Вслух.ру"

Сервисы