Тюменский изобретатель предлагает альтернативу колесу

27.01.2012

Огромные пространства в Тюменской области остаются малодоступными, потому что вблизи нет ни автомобильных, ни железных дорог, ни рек. Компания-резидент Тюменского технопарка предлагает оригинальное и относительно недорогое решение транспортной проблемы.

Потомок судна на воздушной подушке

Гибридный волновой движитель как идея родился в конце 80-х годов. В то время Василий Медведев входил в команду, которая занималась развитием транспорта на воздушной подушке для геологов. Тогда вскрылись некоторые недостатки транспорта на воздушной подушке: низкий КПД, сложности при перемещении по наклонной поверхности — он соскальзывал, скатывался. Транспорту на воздушной подушке мешали перемещаться по тайге и тундре завалы, овраги. Таким образом, транспортное средство с воздушным винтом оказалось неэффективным.

Василий Медведев в изобретении попытался устранить недостатки судна на воздушной подушке, для этого был спроектирован ее гибрид с волновым движителем. Изобретатель предлагает представить движение червяка или гусеницы: они перемещаются, перенося массу с помощью волновых колебаний. Масса переноса всего груза суммируется поэтапным, посекционным переносом. Сороконожка переставляет первую, вторую, десятую, сороковую ногу — в итоге на один шаг переместится все туловище.

Если воздушную подушку разделить на секции и подавать воздух в них попеременно по определенному заданному алгоритму, который зашит в «программаторе» — бортовом компьютере, реализуется волновое колебание секций относительно их вертикальной оси. Эластичные связи между ними обеспечивают горизонтальное их смещение и, транспортное средство переместится по заданной траектории. Так получается «гусеничное» движение.

Управлять революционным транспортом сможет любой человек, отучившись 2–3 месяца.

Предполагается, что транспорт на гибридном волновом движителе будет развивать скорость порядка 150 км/ч, преодолеет подъемы с уклоном до 35 градусов и препятствие высотой до 80 см. 80% воздушной подушки находится в контакте с поверхностью, поэтому скольжение исключено.

Вездеходов в полном смысле этого слова пока не существует

Гибридный волновой движитель в далеком будущем может стать альтернативой колесу, но на первом этапе развития будет использоваться в первую очередь как вездеход. Сейчас существуют снегоходы, болотоходы, внедорожники, но вездехода в полном смысле этого слова, способного перемещаться в разных средах, нет.

Транспорт на гибридном волновом движителе (ГВД) может проходить любые овраги и препятствия, перемещаться по наклонной поверхности, значительно экономить топливо.

Предполагаемая цена инновационного транспортного средства — порядка 2 млн рублей, что соизмеримо со стоимостью аналогичного по размеру судна на воздушной подушке. Стоимость перемещения примерно такая же, как и у легкового автомобиля.

Когда транспорт на ГВД будет развивать скорость до 150 км/ч, просто колебательные движения перейдут в вибрацию, которую практически не видно. Таким образом, транспорт на ГВД будет практически лететь над поверхностью, ни колебания, ни касания будут незаметны.

Дешевле джипа, возможностей — больше

Каким бы дорогим не был джип, он не проедет, например, по болоту. Одноместный транспорт на ГВД, который обладает большими возможностями, будет стоить дешевле внедорожника — до 1 млн рублей. После отработки технологии и материалов компания сможет перейти на более дешевые аналоги и, возможно, конечная цена станет еще ниже.

В этом году «Энерком» планирует создать одноместный опытный образец с гибридным волновым движителем, совершить на нем пробег хотя бы до Ханты-Мансийска, откатать технологию, принципы работы. Затем можно будет приступить к серийному производству одноместных транспортных средств с ГВД. Это альтернатива и снегоходу, и квадроциклу, и аэросаням, и пневматикам.

Но одноместный транспорт — не самоцель для Василия Медведева. Он стремится к созданию транспортного средства широкого спектра: больших вездеходов, платформ. «Я ставлю задачу к 2020 году создать альтернативу колесу, выйти на экспорт технологии», — говорит Василий Васильевич. Уже разработан проект унифицированного транспортного средства для МЧС, спасателей, геологов.

Ближайшая же перспектива — создание действующего макета транспорта с ГВД. Уже через 2–3 недели он будет бегать по столу, обещает изобретатель.

Нужны продвижение и деньги

Василий Медведев не сомневается, что его изобретение будет бегать, но вот когда оно займет свою нишу — вопрос продвижения.

Уже есть предприятия, которые готовы взяться за производство комплектующих для транспорта с ГВД. Для строительства опытного образца и проработки технологий необходимо финансирование в размере примерно 5 млн рублей, для производства опытной серии — около 18 млн рублей.

Сейчас привлечением финансирования занимается «Группа Венчурных Инвестиций».

Инновационное изобретение, безусловно, придется по вкусу нефтяникам и геологам, туристам и охотникам, оленеводам и лесникам, а также спасателям, медикам и пожарным. Тех людей и компаний, кто уже сейчас хочет купить вездеход на гибридном волновом движителе, более чем достаточно, осталось найти деньги для производства.

По материалам портала www.nashgorod.ru